| Краснодарский край
Больше новостей
» » Экономический кризис: стоит ли инвестировать в автомобили?

Экономический кризис: стоит ли инвестировать в автомобили?

Фото: открытые источники
Аналитика
963
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
Экономический кризис сделал автомобиль неплохой инвестицией. Есть деньги? Специалисты рассказали корреспонденту Автопортал24 | Кубань, как их лучше сейчас потратить и почему не стоит ждать середины зимы или весны, чтобы купить машину.

Обычно все эксперты советовали автолюбителям отправляться к дилерам за новыми машинами в конце зимы или начале весны. И, правда, в последние пять лет самые горячие скидки появлялись как раз одновременно с первыми оттепелями. Но на этот раз все будет иначе. Хорошо хоть, что примерное понимание того, как именно, у экспертов есть. В конце концов, все пережили кризис 2008–2009 годов, а сейчас, хотя с тем периодом и много общего, ситуация все-таки лучше. Но, как и пять лет назад, все с ужасом смотрят на падающий рубль. Что будет с ним, наверняка никто не знает, ведь в любой момент на экономику может повлиять что-то совершенно неожиданное даже для самых расчетливых и осведомленных игроков рынка. Разве что его серьезное укрепление большинство экономистов исключают.
 
Конечно, людям с рублевой зарплатой в теории должен быть безразличен курс доллара и евро. Однако, если эти самые люди откладывали национальную валюту на новый автомобиль, им уже не может быть все равно. С удешевлением рубля неминуемо подорожают импортные машины, а также комплектующие, например фары на ауди а6 с5.

По данным Высшей школы экономики, по состоянию на 18 ноября рубль по сравнению с началом года обесценился на 45% относительно доллара и на 32% относительно евро. Это означает, что новые импортные автомобили из европейских стран и США имеют полное право подорожать соответственно. Например, «Cadillac» цену на свой самый доступный седан «ATS» мог бы поднять c 1 700 000 руб. сразу до 3 090 900 руб. Каково? Не поднял, правда, но это уже другая история. 

Падение рубля на валютном рынке касается и автомобилей отечественного производства. Ведь в России до сих пор ни у одного автозавода нет стопроцентной локализации. По данным Министерства промышленности и торговли, озвученным весной текущего года, максимальный уровень локализации выпускаемых в России автомобилей — 75%. А средний — всего лишь 45%. Это значит, что у нас нет ни одного полностью отечественного автомобиля. И наши заводы, что бы они ни выпускали — машины «Lada», «Renault» или «BMW», — все равно в той или иной степени зависят от импортных запчастей. Которые сейчас стремительно дорожают. В этой ситуации логично ожидать роста цен на автомобили. И, по данным аналитического агентства «Автостат», в первой декаде ноября стоимость машин выросла у 24 марок. Но не очень значительно: в среднем речь идет об увеличении на несколько процентов. И это затронуло пока только меньшую часть рынка, хотя с каждым днем новых ценников становится все больше.
 
Более того, не исключено, что те, кто поднял цены сейчас, еще раз скорректируют их после Нового года. Например, российское представительство компании «Chery» уже подняло цены на автомобили на 5%, сообщив при этом: «Если негативные тренды на валютном рынке сохранятся, то с 1 января 2015 года цены, возможно, увеличатся на 10–15% от сегодняшних». 

Автопроизводители осторожничают с переписыванием ценников, несмотря на колоссальные потери из-за разницы в курсах, поскольку уже с начала года на автомобильном рынке наметился спад. Причем изначально он никак не был связан с экономическими и политическими потрясениями 2014 года. Ровно год назад специалисты говорили, что наблюдается стагнация российской экономики, а также что закончился отложенный посткризисный спрос, поднявший продажи автомобилей до рекордных значений в 2012-м и начале 2013 года. И уже тогда участники авторынка ожидали, что в 2014 году падение возможно. Правда, никто не думал, что оно станет таким значительным. Самые пессимистичные прогнозы предусматривали снижение продаж на 5–6% по итогам года.
 
По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам десяти месяцев 2014-го продажи новых легковушек в России сократились на 12,7%. Но для сравнения: с января по октябрь кризисного 2009 года спрос упал на 51%. То есть сейчас ситуация далеко не так критична. Впрочем, никто не дает гарантии, что 2015-й будет не хуже нынешнего. Если в такой ситуации автопроизводители рискнут резко поднять цены, то спрос на их продукцию упадет еще сильнее. Они даже не могут себе позволить элементарно компенсировать падение рубля, и сделать это полностью еще довольно долго будет невозможно. Никто из производителей и импортеров не захочет повторения сценария 2009 года, когда после корректировки стоимости машин и перевода цен в условные единицы интерес покупателей рухнул за считаные дни. Справедливости ради, это в меньшей степени касается продавцов премиум-моделей, поскольку состоятельные покупатели вполне способны «проглотить» значительное повышение цен. Именно поэтому первыми сейчас подорожали изначально недешевые автомобили.
 
По данным «Автостата», новые ценники уже действуют у BMW, Land Rover и Infiniti, правда, только на некоторые модели. Бюджетные машины, конечно, тоже будут догонять курс иностранных валют. И без всяких экономических потрясений автомобили в России всегда дорожали в январе — после Нового года у абсолютного большинства производителей и импортеров происходит так называемая плановая корректировка цен. В этом году она, безусловно, тоже будет. Вот только рост окажется больше, чем обычно. Если раньше производители ориентировались на не очень значительную девальвацию рубля и вполне терпимую инфляцию, то сейчас в новых прайсах им придется учесть уже гораздо более негативные макроэкономические показатели. Это инвестиция! Вот так и сложилась исключительно выгодная для простых людей ситуация.
 
Если считать в долларах или евро, выходит, что автомобили в России сейчас даже подешевели по сравнению с концом лета и началом осени. В рублевом же выражении они почти не подорожали. При этом очевидно, что значительный рост цен будет в январе. Соответственно, сейчас — крайне благоприятный (причем последний благоприятный) момент для покупки автомобиля, если вы ее планировали совершить и у вас есть наличные деньги. Впрочем, тем, кто собирался приобретать машину в отдаленной перспективе, возможно, тоже стоит поспешить в дилерские центры. Дело в том, что стоимость подержанных машин в России тоже растет. И вторичный рынок в отличие от рынка нового транспорта пока никакого спада не переживает. Купленный сейчас автомобиль через год вполне можно будет продать даже дороже. Это, конечно, не касается определенных моделей, которые больше других теряют в стоимости, в основном это премиум и низкобюджетный сегмент, но для всех бестселлеров средней ценовой категории абсолютно справедливо. втомобиль становится уже не просто средством передвижения, а своего рода инвестицией.
 
Вряд ли, конечно, можно будет получить ощутимый навар, но сохранить свои деньги в машине, почти ничего не потеряв на разнице курсов, вполне реально. Условно говоря, если вы планировали в 2015 году купить анонсированную новую модель, цена которой еще неизвестна, лучше не держать рубли в кубышке, а уже сейчас приобрести другую, но ликвидную машину, чтобы перепродать ее через год. 

Многие россияне уже прекрасно осознали эту уникальную ситуацию на рынке, и клиентов у автосалонов ощутимо прибавилось. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре спрос на новые автомобили вырос по сравнению с сентябрем с 197 233 до 211 365 штук. То есть на внушительные 7,1%. К сожалению, статистики за ноябрь пока нет, но, скорее всего, и в ней будут неплохие показатели продаж автомобилей. Несмотря на то что спрос вроде бы возрождается, автопроизводители не гнушаются давать скидки на автомобили. Им надо избавляться от произведенных или импортированных машин, чтобы те не остались на складах в январе и феврале. Чтобы помочь вам сориентироваться в специальных предложениях, мы составили гид по скидкам на новые автомобили, которыми можно воспользоваться до Нового года.

Цены на автомобили уже потихоньку начали расти вслед за падением рубля на валютном рынке, а в январе они увеличатся очень ощутимо. Откладывать покупку дальше некуда: если есть бюджет, лучше уже сейчас превратить его в новенький автомобиль.