| Краснодарский край
» » Что такое блок-картер двигателя

Что такое блок-картер двигателя

Фото: открытые источники
Автоновости Анапы
280
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
Здравствуйте. Я сегодня надумал рассказать вам, о блок—картере двигателя)))

И так, ближе к делу… Внутри цилиндра и камеры сгорания происходят процессы рабочего цикла двигателя, одновременно внутренняя поверхность стенок цилиндра служит направляющей поршня при его движении. При этом цилиндр испытывает действие сил давления газов, достигающего 50 кг/см2, бокового давления поршня величиной до 15 кг/см2, температуры газов, нагревающих цилиндр до 150°С. На внутреннюю поверхность стенок цилиндра действуют силы трения, возникающие при движении поршня с кольцами со скоростью до 15 м/с, при нагрузке до 65 кг/см2.

Эти условия предъявляют к цилиндру очень высокие требования прочности, жесткости, износостойкости.
В многоцилиндровых двигателях конструкция цилиндров может быть различной: отдельные цилиндры, установленные на картер независимо друг от друга; блок цилиндров, объединяющий несколько цилиндров в одной общей отливке, установленной на картер; блок-картер — цилиндры, отлитые вместе с верхней частью картера.

Цилиндры большинства современных автомобильных двигателей изготовляются в виде блок-картера, выполняющего роль корпуса двигателя и испытывающего на себе действие всех сил, возникающих при его работе. Блок-картерная конструкция имеет высокую прочность, жесткость, компактность и позволяет значительно снизить затраты на изготовление цилиндров и картера, а также уменьшить вес двигателя. Внутри блок-картера размещаются все детали кривошипно-шатунного механизма, некоторые детали механизма газораспределения, систем смазки и охлаждения. Другие детали этих систем, а также приборы системы питания и электрооборудования крепятся к блок-картеру снаружи. Верхняя плоскость блок-картера тщательно обрабатывается для установки прокладки и герметичного крепления головки цилиндров. К передней стенке блок-картера крепится крышка распределительных шестерен, к задней — картер маховика и сцепления. Нижняя часть блок-картера, или поддон, закрывает снизу его внутреннее пространство, и одновременно служит резервуаром для масла. Герметичность соединения между верхней и нижней частями картера достигается за счет уплотнительной прокладки.

Внутреннее пространство блок-картера разделено поперечными перегородками, в которых размещаются гнезда подшипников коленчатого и распределительного валов. Наличие перегородок, а также понижение уровня плоскости разъема верхней и нижней частей картера по отношению к оси коленчатого вала значительно увеличивают жесткость блок-картера.
Блок-картер является наиболее сложной в изготовлении и дорогой деталью двигателя. Он отливается из прочного серого чугуна или, для уменьшения веса, — из алюминиевого сплава. Внутренняя поверхность цилиндров чугунного блок-картера испытывает действие высоких температур и механических нагрузок. Для улучшения ее охлаждения стенки цилиндров делаются двойными, так что пространство между ними образует рубашку охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. Сама внутренняя поверхность цилиндра подвергается тщательной отделочной механической обработке для уменьшения сил трения при движении поршня и называется зеркалом цилиндра.

Применение алюминиевых сплавов для изготовления блок-картера позволяет почти в два раза уменьшить вес двигателя, но не обеспечивает необходимой износостойкости рабочей поверхности цилиндра. В этом случае в цилиндр вставляется гильза из стали или чаще из легированного чугуна, подвергаемая соответствующей обработке.
В зависимости от условий работы и конструкции гильзы цилиндров могут быть сухими и мокрыми. Сухие гильзы запрессовываются в цилиндры блок-картера и не соприкасаются с охлаждающей жидкостью. Мокрые гильзы устанавливаются в двух направляющих поясах блок-картера, так что их наружная поверхность непосредственно омывается охлаждающей жидкостью. Сухие гильзы применяются для повышения износостойкости цилиндров чугунного блок-картера. В этом случае гильза представляет собой либо короткую вставку в верхней, наиболее изнашивающейся части цилиндра, изготовленную из кислотостойкого хромоникелевого чугуна — нирезиста, либо втулку из легированного чугуна, установленную по всей длине цилиндра.

Мокрые гильзы обеспечивают лучший отвод тепла и при износе могут заменяться новыми без снятия двигателя с автомобиля. Они изготовляются из легированного чугуна, в верхней своей части могут иметь вставку из нирезиста и устанавливаются в блок-картеры как из чугуна, так и из алюминиевого сплава.

При установке мокрой гильзы необходимо предотвратить прорыв газов из цилиндра в рубашку охлаждения и попадание охлаждающей жидкости   в картер двигателя. Для этого нижняя часть гильзы снабжается уплотнительной прокладкой, а верхний торец гильзы уплотняется прокладкой головки цилиндров.