| Краснодарский край
Больше новостей
» » Система смазки двигателя

Система смазки двигателя

Фото: открытые источники
Авто Обзоры
696
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
Система смазки двигателя эффективно выполняет свои функции при подаче к трущимся деталям определенного количества масла со скоростью, обеспечивающей наименьшую силу трения. При этом температура масла не должна превышать 80—90°С для сохранения его смазывающих свойств. Недостаточная подача смазки увеличивает износ деталей и потери мощности на трение между ними, способствует повышению температуры масла, ухудшая его свойства. Это приводит к падению мощности двигателя, ускоряет его изнашивание, а при появлении задиров поверхности трущихся деталей может вызвать аварию двигателя. Избыток смазки увеличивает нагарообразование и расход масла, а при забрасывании маслом электродов запальных свечей приводит к перебоям в работе двигателя.

Количество масла в системе смазки зависит от типа двигателя, его мощности и тепловой напряженности, так что на единицу мощности карбюраторных двигателей приходится 0,06—0,08 л/л. с. емкости системы.

В современных автомобильных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой под давлением масло подается лишь к наиболее ответственным и нагруженным деталям — подшипникам коленчатого и распределительного валов, втулкам коромысел, толкателям клапанов. Струями масла смазываются нижняя часть зеркала цилиндра, кулачки распределительного вала и детали привода механизма газораспределения, остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Циркуляция масла в системе смазки двигателя УМЗ-412 происходит с помощью насоса, получающего вращение от коленчатого вала через пару шестерен со спиральными зубьями. Масляный насос всасывает масло из масляной ванны поддона через фильтрующую сетку маслоприемника, маслоприемную трубку и нагнетает его по каналу в полнопоточный фильтр, а затем — в главную масляную магистраль. Фильтр очищает весь поток масла от механических примесей, смолистых веществ, и, чтобы при его засорении не прекращалось поступление масла в главную магистраль, в крышке находится перепускной клапан, который открывается и перепускает масло помимо фильтрующего элемента при увеличении его сопротивления.

Из главной магистрали по каналам в перегородках блок-картера масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем через радиальные сверления в шейках и наклонные каналы — к шатунным подшипникам. В грязеуловителях внутри шатунных шеек происходит центробежная очистка масла от механических примесей, так что к шатунным подшипникам масло поступает дополнительно очищенным. При этом во всех двигателях, кроме УМЗ-412, через радиальное сверление, в верхней части кривошипной головки шатуна струя масла периодически направляется на нижнюю часть зеркала цилиндра и кулачки распределительного вала.

От главной масляной магистрали по каналам в блок-картере и в головке блока масло подается к задней шейке распределительного вала, а от нее — по каналу внутрь оси коромысел выпускных клапанов. Из полости оси по каналам и масло поступает на смазку средней и передней шеек распределительного вала, затем по каналу направляется внутрь оси коромысел впускных клапанов. Ступицы коромысел на обеих осях смазываются через радиальные сверления. По четырем радиальным каналам в средней шейке масло подается во внутренний канал распределительного вала. Отсюда через каналы масло выходит на поверхность кулачков, а по сверлению поступает на смазку упорного фланца и цепи привода распределительного вала.
Смазка шестерен привода масляного насоса осуществляется по каналу в нижней крышке привода механизма газораспределения.
Масло, скапливающееся под крышкой головки блока цилиндров, стекает через окна с правой стороны головки и каналы блок-картера в масляный поддон. Заливка масла в систему смазки двигателя производится через маслоналивную горловину на крышке головки блока. Количество масла в системе контролируется по его уровню в поддоне с помощью указателя стержневого типа, который введен в трубку, установленную в специальном отверстии блок-картера. На указателе выбиты метки, соответствующие наибольшему и наименьшему допустимым уровням масла в поддоне. Для нормальной работы системы смазки необходимо поддерживать уровень масла в пределах между двумя метками на указателе.

Давление масла в исправной системе смазки на рабочих режимах двигателя должно находиться в пределах от 2 кг/см2 до 5 кг/см2, на холостом ходу прогретого двигателя давление должно быть не менее 0,5 кг/см2. Редукционный клапан ограничивает повышение давления в системе сверх допустимого предела, открываясь и перепуская масло из нагнетательной полости насоса во всасывающую. На двигателях ВАЗ-2101, ЗМЗ-24 и ЗМЗ-53 при уменьшении давления в системе ниже 0,5 кг/см2 специальный датчик включает сигнальную лампу на щитке приборов. Дальнейшая эксплуатация двигателя при этом должна быть прекращена до устранения неисправности. Контроль давления масла осуществляется с помощью датчика, соединенного с указателем на щитке приборов.

Подобную схему смазки имеет двигатель ВАЗ-2101. На двигателе ЗМЗ-24, так же, как на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 с нижним расположением распределительного вала, масло от втулки каждого коромысла по его внутреннему сверлению подается к верхним наконечникам штанг толкателей. Стекая по штангам, оно смазывает их нижние наконечники и толкатели. Для эффективного охлаждения масла при окружающей температуре выше 20°С, а также при работе автомобиля с большой нагрузкой и малыми скоростями на этих двигателях устанавливается масляный радиатор, подключающийся к системе смазки с помощью крана.

Система смазки двухрядных V-образных двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 отличается наличием двухсекционного масляного насоса и фильтра центробежной очистки масла. Масло всасывается с помощью насоса из поддона через маслоприемник, и верхняя секция насоса по каналу нагнетает масло в полнопоточный фильтр, снабженный перепускным клапаном, откуда очищенное масло поступает в распределительную камеру блок-картера, а часть масла сливается в поддон. Из распределительной камеры масло направляется в левый и правый магистральные каналы, затем по каналам в перегородках блок-картера — к коренным подшипникам коленчатого вала и от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло поступает в полость шатунных шеек, где дополнительно очищается и подается к шатунным подшипникам. От средней шейки распределительного вала по каналу, выполненному в каждом блоке и головке цилиндров, масло поступает внутрь оси коромысел на смазку втулок коромысел, штанг и толкателей. Толкатели также получают смазку от левого и правого магистральных каналов.