-->
| Краснодарский край
» » Устройство автомобиля : колеса и шины

Устройство автомобиля : колеса и шины

Фото: открытые источники
Авто Обзоры
16
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
Колеса с шинами обеспечивают движение автомобиля по дорогам, изменение направления его движения, одновременно смягчая и поглощая толчки и удары от дорожных неровностей.

Автомобильное колесо в сборе состоит из диска, которым колесо крепится к ступице, установленной на оси автомобиля, обода и шины.
Колеса разделяются по конструкции обода на два основных типа: с глубоким неразборным ободом и с плоским разборным ободом.
Глубокий неразборный обод имеет кольцевое углубление и наклонные полки, переходящие в бортовые закраины. Он обладает жесткостью, небольшой массой, но для плотной, посадки шины требует эластичности ее бортов, что обусловливает небольшую допустимую нагрузку на шину. Поэтому глубокие обода применяются для колес легковых автомобилей и грузовых автомобилей особо малой грузоподъемности.

Плоский разборный обод отличается наличием одного съемного борта, называемого бортовым кольцом. Это обеспечивает возможность монтажа и плотной посадки на конусную полку обода шины с повышенной, жесткостью и допустимой нагрузкой, а затем — бортового кольца. В связи с этим плоские обода используются для колес большинства грузовых автомобилей.

Плоский обод автомобиля ГАЗ-53А  имеет разрезное бортовое кольцо, которое своим внутренним кольцевым выступом устанавливается в наружную кольцевую канавку обода и удерживается в ней благодаря силе своей упругости.

Плоский обод автомобиля ЗИЛ-130 снабжен неразрезным бортовым кольцом, которое надевается на обод и удерживается на нем разрезным замочным кольцом с, конусной полкой, установленным в кольцевой канавке обода. Диск колеса имеет центральное отверстие для ступицы и отверстия для шпилек или болтов крепления колеса. Диск колеса легкового автомобиля отличается наличием ребер и отверстий, улучшающих охлаждение тормозного барабана, диск грузового автомобиля для охлаждения и снижения веса имеет окна. Обода и диски колес штампуются из листовой малоуглеродистой стали и соединяются между собой сваркой.

На автомобилях повышенной проходимости с системой регулирования давления в шинах применяются обода разъемной конструкции, у которых бортовое кольцо или две половины обода привертываются к диску болтами с гайками.

На некоторых автомобилях большой грузоподъемности используются бездисковые колеса, имеющие лучшую жесткость, меньший вес, облегчающие монтажные работы и улучшающие охлаждение тормозов. Вместо диска применяется цельнолитая ступица колеса со спицами, на конусные торцы которых устанавливается и крепится с помощью прижимов и болтов плоский разборный обод.

Основной характеристикой обода служат посадочный диаметр, ширина обода и высота бортовой закраины. Условное обозначение размеров обода в миллиметрах (или дюймах), включающее в себя числа и букву, наносится на внутренней поверхности обода. Первое число показывает ширину обода, буква — высоту бортовой закраины, второе число — посадочный диаметр.