-->
| Краснодарский край
» » Устройство автомобиля: Прерыватель-распределитель

Устройство автомобиля: Прерыватель-распределитель

Фото: открытые источники
Авто Обзоры
21
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
Прерыватель-распределитель служит для прерывания тока низкого напряжения в цепи катушки зажигания, распределения высокого напряжения между свечами зажигания и обеспечения требуемого угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов, нагрузки двигателя и октанового числа применяемого топлива.

Прерыватель-распределитель типа Р4-Д состоит из корпуса, прерывателя тока низкого напряжения, распределителя высокого напряжения, центробежного, вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора.

Корпус отлит из чугуна и имеет две бронзовые втулки, в которых вращается приводной валик и которые смазываются через колпачковую масленку. Осевое перемещение валика ограничивается муфтой, хвостовик валика имеет смещенный относительно оси шип. Это обеспечивает определенное положение валика в его приводе от распределительного вала при установке прерывателя-распределителя своим корпусом в задней части блок-картера. В корпусе неподвижно закреплен опорный диск с шарикоподшипником.

Прерыватель смонтирован на подвижном диске, который может поворачиваться на  подшипнике. Неподвижный контакт размещен на пластине, которая установлена на оси и крепится к подвижному диску винтом. Эксцентриковый винт позволяет поворачивать пластину с неподвижным контактом около оси. На этой же оси находится рычажок с подвижным контактом и текстолитовой упорной пяткой. Пружина прижимает рычажок его пяткой к кулачку и свободным концом соединяется через зажим и провод с выводной клеммой. К этой клемме присоединяется провод, по которому от катушки зажигания идет ток низкого напряжения к подвижному контакту. Неподвижный контакт через свою пластину, подвижный диск, провод, неподвижный диск и корпус соединен с массой. Кулачок с выступами специального профиля напрессован на втулку, надетую на приводной валик. Рабочая поверхность кулачка смазывается маслом, которым пропитан фильтр. От осевого смещения втулка с кулачком удерживается замочным кольцом.

Распределитель состоит из карболитовой крышки с центральной и боковыми клеммами и ротора с контактной пластиной. Крышка крепится па корпусе двумя пружинными защелками. В центральную клемму устанавливается высоковольтный провод, который подводит высокое напряжение от катушки зажигания через подпружиненный подавительный резистор к контактной пластине ротора. Ротор сидит в определенном положении на лыске верхнего конца втулки и при вращении передает высокое напряжение через контакты боковых, клемм и установленные в них высоковольтные провода на свечи, зажигания.

Центробежный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения соответственно скорости вращения коленчатого вала. Это достигается поворотом кулачка относительно приводного валика за счет центробежных сил грузиков.

При увеличении числа оборотов коленчатого вала сверх определенного значения грузики, установленные на осях пластины валика, все больше расходятся под действием центробежных сил, преодолевая сопротивление пружин. Штифты грузиков, которые входят в прорези поводковой пластины втулки, поворачивают втулку с кулачком относительно приводного валика по ходу его вращения. В результате этого выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя, и угол опережения зажигания увеличивается.

При уменьшении числа оборотов коленчатого вала грузики под действием пружин сходятся и поворачивают кулачок в обратном направлении, что уменьшает угол опережения зажигания.

Центробежный регулятор прерывателя-распределителя Р4-Д при изменении скорости вращения приводного валика от 400 до 1200 об/мин регулирует угол опережения по валику в пределах от 9,5 до 19°.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения в зависимости от нагрузки двигателя путем поворот та подвижного диска  с контактами прерывателя относительно кулачка, что происходит под действием разрежения в смесительной камере карбюратора. При повышении нагрузки двигателя во время увеличения открытия дросселя разрежение в смесительной камере карбюратора уменьшается, что по трубке передается в камеру регулятора, закрепленную на корпусе прерывателя-распределителя. За счет усилия пружины диафрагма прогибается в сторону корпуса и через тягу поворачивает подвижный диск с контактами по ходу вращения кулачка, уменьшая угол опережения зажигания.

При уменьшении нагрузки по мере прикрытия дросселя разрежение в смесительной камере возрастает, что заставляет диафрагму прогибаться в сторону пружины, преодолевая ее сопротивление, и поворачивать подвижный диск в обратную сторону, увеличивая угол опережения зажигания.

Вакуумный регулятор прерывателя-распределителя Р4-Д при изменении разрежения от 80 до 250 мм рт. ст. регулирует угол опережения по валику в пределах от 1 до 10°. Октан-корректор предназначен для изменения установочного угла опережения зажигания вручную соответственно октановому числу применяемого топлива. При вращении регулировочных гаек после ослабления крепежных болтов винт через верхнюю пластину, привернутую к корпусу болтом , поворачивает корпус с контактами прерывателя относительно приводного валика с кулачком и нижней пластины, прикрепленной болтами к корпусу привода на картере. В это время указатель верхней пластины перемещается по шкале нижней пластины, что позволяет устанавливать необходимый угол опережения в пределах ±12° по углу поворота коленчатого вала. После регулировки гайки и болты затягиваются.