| Краснодарский край
» » История компании Nissan. Начало. Часть 1

История компании Nissan. Начало. Часть 1

Фото: открытые источники
История автобрендов / Новости транспорта
167
Сбавь скорость! Тебя дождутся!
В 1933 году, когда 32 президентом США становится Франклин Рузвельт, в Германии к власти приходят нацисты, а в СССР значительные территории охвачены массовым голодом, в Японии начинается история знаменитой на весь мир компании. Именно в 1933 году образована Jidosha Seizo, которая стала предшественницей корпорации Nissan Motor — яркого, смелого и открытого для экспериментов автомобильного производителя.

Начало

Компания Nissan появилась в результате слияния нескольких автомобильных предприятий. Но началось все задолго до 1933 году, в далеком 1911 году, когда Масудзиро Хасимото открыл автомобильный завод Kwaishinsha в одном из районов Токио. Хасимото окончил университет в городе-колыбели американского автомобилестроения — Детройте, расположенном в штате Мичиган. Полученный багаж знаний позволил ему совместно с учредителями, которыми стали Кенджиро Ден, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеучи, открыть собственное дело. Название первого выпущенного автомобиля состояло из первых букв фамилий его партнеров по бизнесу — DAT. Что интересно, в переводе с японского слово «DAT» означало «проворный» и «живой». Однако сам автомобиль особым проворством не отличался. Его двигатель объемом около 10 л.с. был способен лишь на неторопливое перемещение водителя и трех пассажиров. Но в начале XX века самоходные автомобили были в диковинку и не предназначались для скоростной езды. Однако машина совершенствовалась, в 1915 году увидел свет DAT-31, затем в 1916 году — DAT-41, имевший мотор 2,3 л с мощностью 20 л.с. Изначально производство автомобилей было налажено в Токио, но в 1916 году его переносят в Осаку.
 

В начале 20-х годов завод Kwaishinsha сталкивается с первыми финансовыми трудностями. Для их преодоления принимается решение об объединении с Idsuzhio Judohia, занимавшейся импортом американских механических станков. В 1926 году появляется новая компания DAT Judohia Seizo. Под ее флагом Хасимото создает четырехместный Lila JC с закрытым кузовом, затем появляется двухместный родер.
 
 

В 1931 DAT Judohia Seizo становится подразделением компании Tobata Casting (больше известной как Tobata Imono), основанной Йошисуке Аюкавой. Новое предприятие выпускает модель Datson, что в переводе означает «сын Дата», но вскоре для большего коммерческого успеха автомобиль переименовывают в Datsun (от слова «sun» — «солнце»), тем более, что солнце считается национальным символом Японии.

Грустный для человечества 1933 год становится переломным в истории Nissan. 26 декабря 1933 года в результате слияния двух компаний Tobata Imono и Nihon Sanyo появляется Jidosha Seizo, президентом объединения становится Йошисуке Айкава, который в дальнейшем проявит себя как блестящий руководитель. Привычное название Nissan Motor появляется в 1934 году — по первым буквам Nihon Sanyo.

С приходом Аюкавы заканчивается строительство завода в Йокогаме. В апреле 1935 года выпускается первый пассажирский автомобиль Datsun. Впервые для изготовления кузовных панелей используются специализированные станки, что означает окончательный переход от ручного труда к автоматизированному производству.

Налаживается экспорт первых автомобилей Datsun — они с успехом реализуются в Азии, Центральной и Южной Америке. С конвейера сходят новые модели: Datsun-10 с жесткой крышей, Datsun А с открытым кузовом — недорогие, компактные, с почти литровым мотором, они легко находят своего покупателя.

Потом появляется Datsun 14 Sedan — по тем временам практически спортивная модель. Что интересно, на ее капоте располагалась миниатюрная фигурка зайца, призванная подчеркнуть динамичность автомобиля. За время руководства президента Аюкавы производство автомобилей увеличивается до 15 тыс. экземпляров в год.
 

В апреле 1935 года утверждается первый корпоративный символ. Он представляет собой голубую полосу с надписью Nissan, расположенную на красном круге. Полоса символизировала голубое небо, круг — солнце. Также разрабатывается слоган: «Искренность приносит успех». В этом году начинается экспорт автомобилей в Австралию. Модели Datsun становятся символом быстрорастущего преимущества Японии в мировой промышленности, и как подтверждение этому появляется девиз: «Восходящее солнце — флаг, Datsun — автомобиль, который выбирают».

Довоенный и военный период

В 1938 году после блестящих продаж автомобилей Datsun компания приступает к разработке машин больших размеров: Nissan Type 70, автобусов Nissan Type 90 и фургонов Nissan Type 80. Выпуск этих моделей начинается в 1943 году после строительства завода Yoshiwara Plant, но в конце этого же года в самый разгар Второй Мировой войны, предприятие закрывается.
 

В сентябре 1944 года головной офис Nissan Motor перемещается в Токио и компания получает новое название — Nissan Heavy Industries, но уже в 1949 руководство принимает решение вернуть старое название.

В 1945 году компания возобновляет производство грузовиков, но выпуск легковых автомобилей так и не удается наладить из-за того, что большинство производственных мощностей оказываются законсервированными оккупационными войсками. Оккупация продолжается долгое время, вплоть до 1955 года.

После распада Japan Motor Vehicle Distribution — компании, которая занималась распространением транспортных средств во время войны, большинство агентств по продаже автомобилей переходят на сторону конкурента — концерна Toyota. Этот период был самым сложным для Nissan, но, собрав все силы, компания возобновляет серийное производство популярных в прошлом автомобилей Datsun.

В 1950 году для восстановления своих позиций после длительного вынужденного застоя Nissan Motor покупает акции компании Minsei Diesel Motor (современное название — Nissan Diesel Motor). А еще через пару лет заключает контракт о техническом сотрудничестве с британской компанией Austin Motor. В результате спустя год с конвейера сходит первый совместный автомобиль Austin.
 
 
 
Начинается разработка и выпуск машин для иностранного рынка. В это время президент компании Аюкава серьезно заболевает в следствии нескольких перенесенных инсультов. Руководство переходит к Сидзите Мурояме. Именно благодаря ему удается получить заказ от Министерства торговли на создание тяжелых пикапов. Под непосредственным руководством Муроямы разрабатывается многоцелевая полноприводная модель Patrol с 6-цилиндровым двигателем — тот самый внедорожник, который в последствии станет настоящей легендой. Этот автомобиль принимает участия во всевозможных ралли и занимает призовые места, его история продолжается и в наше время. Но тогда в 50-е годы выпуск Patrol стал по-настоящему громким событием.

Спустя четыре года появляется вполне современная модель — Datsun-110 с 4-цилиндровым двигателем объемом 860 см3. Мотор имеет боковые клапаны и полностью синхронизированную 4-ступенчатую коробку передач. На базе этой машины в дальнейшем налаживается производство так необходимых для восстановления разрушенного хозяйства пикапов Datsun-120.
 
Datsun 110

В 1953 году образован Союз работников компании — профсоюзная организация, призванная наладить основанные на уважении и доверии взаимоотношения между работниками и управляющими.

В истории Nissan есть и такой весьма примечательный момент, как официальное банкротство компании в 1952 году. Его формальной причиной стала смерть президента Аюкавы и как результат — полнейший паралич управления компанией. Но период с 1951 по 1952 года был сложным временем не только для индустриальных предприятий Японии. Toyota Motor сотрясается от мощнейших стачек, которые едва не приводят к закрытию этой компании. Накаляется геополитическая обстановка: именно этот период становится самым разгаром американского вторжения в Корею. Так что, объявления о банкротстве осталось практически незамеченным. Производство машин Ниссан прекратили, вернее их перестали называть Nissan. Эти же модели стали выходить на рынок под маркой Datsun.