| Краснодарский край
Больше новостей
» » Какой он - идеальный водитель?

Какой он - идеальный водитель?

Фото: открытые источники
Советы водителям
475
Сбавь скорость! Тебя дождутся!

Взглянув на требования, предъявляемые к идеальному водителю, мы можем заметить, что человек, обладающий всеми перечисленными достоинствами, отлично может справиться почти с любым другим делом - из него выйдет и прекрасный руководитель производства, и космонавт.

В то же время ясно, что в шоферы годится далеко не каждый. Как свидетельствует практика, с одними водителями постоянно происходят неприятности, у других же никаких происшествий нет. Чем же последние отличаются от первых? Может, это какие-то идеальные люди, сверхчеловеки? Конечно, нет.

У каждого человека есть свои хорошие и плохие черты, идеальных людей не бывает. Нет единого мнения и на тот счет, каков он, этот совершенно нормальный человек, ясно одно – и он не без недостатков. То же самое справедливо и в отношении водителей, так что при выявлении т. н. нормального водителя из существующих двадцати пунктов многие могут выпасть.

Возьмем первый пункт - хорошее физическое и психическое здоровье. Но ведь и люди с очень серьезными недугами могут быть прекрасными водителями, если обладают чувством ответственности. Опасна ли та или иная болезнь - это нужно решать отдельно в каждом конкретном случае в соответствии с существующими правилами.

Второй пункт - хорошо развитые органы чувств, острое зрение. Это, конечно, желательно, но как показывают многочисленные исследования, у водителей, совершивших много аварий, и водителей, работавших безаварийно, в остроте зрения различия не было. И так далее.

Вывод будет один: очень хорошо, если у нас такое качество есть, но если нет - тоже ничего страшного, как-нибудь обойдется. Интересно, что самое, казалось бы, естественное требование - хорошая реакция - на деле оказывается не столь уж существенным. Те же исследования свидетельствуют, что и в скорости реагирования «аварийщики» и «безаварийные» в среднем равны.

Куда нужнее, чем быстрая реакция, оказывается умение предвидеть возможную опасность и избегать ее. Именно поэтому быстрой реакции и нет в приведенном списке. Тот факт, что среди людей пенсионного возраста много хороших водителей, свидетельствует о большом значении опыта, который компенсирует преимущества молодости, в том числе и скорость реагирования.

Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться: недостающее всегда можно восполнить чем-то другим. Так уж устроен наш организм - при выпадении одного из органов чувств возрастает чувствительность других: у слепых, например, очень хорошие слух и обоняние. Ясно, что водить машину слепой не сможет. А дальтоники вполне могут, они различают сигналы светофора по расположению, а не по цвету: если горит средний огонь, то это желтый сигнал и т. д. Но поскольку современное уличное движение исключительно напряженно, дальтоникам все же запрещено работать водителями.

Видимо, в конце концов, из двадцати пунктов останется всего два, которые ничем заменить нельзя и которые поэтому являются самыми главными для водителя. Что же это за качества?

Первое из них - эмоциональная зрелость, уравновешенность, социальная приспособляемость. Водитель не должен быть эмоционально неустойчивым, легко возбудимым, всегда напряженным, раздраженным и нервным. Ему нельзя быть импульсивным, руководствоваться в поступках сиюминутными настроениями, впечатлениями и взрывами чувств. Водитель не должен расслаблять внимание в случае испуга, он должен быстро возвращаться к душевному равновесию, хорошо владеть собой, в любой обстановке сохранять хладнокровие.

Названная в том же пункте социальная приспособляемость. Означает, что водитель не должен быть себялюбцем и капризником, пренебрегать контролем и распоряжениями. Он должен хорошо уживаться в коллективе, не быть строптивым и агрессивным. Не следует быть и сверхкритичным и брюзгливым, видеть во всем только плохое.

И в заключение о самом главном качестве, которое ничем не заменишь, но которое само может сгладить недостаток любых других черт. В ходе одного исследования водители, которые в экспериментальных условиях реагировали на сигналы значительно медленнее других, на практике делали в два с лишним раза меньше ошибок, чем водители с быстрой реакцией. Почему? Причина была установлена - высокоразвитое чувство ответственности.

Чувство ответственности означает, что, независимо от того, хочется человеку или нет, независимо от его настроения и самочувствия, человек остается верен определенной линии поведения, которая, прежде всего, выражается в заботе о других людях. Чувство ответственности в какой-то мере противоположно порывистости. Именно чувство ответственности играет роль локомотива, тянущего за собой все остальные необходимые качества. Такой водитель, даже если он попадет в дорожно-транспортное происшествие, ни в коем случае не оставит место ДТП ostavlenie-mesta-dtp.com

Так что ответ на вопрос, каким должен быть нормальный водитель, достаточно однозначен: это уравновешенный, зрелый водитель, у которого высоко развито чувство ответственности. Если его нет, то и авария не заставит себя долго ждать.